Уровни ментальные.
Термин «ментальный» использован, чтобы найти некий термин отличный от термина «интеллектуальный». Интеллект это опыт который мы накапливаем в виде суммы знаний, улучшая своё понимание окружающего нас мира. Наше понимание мира всегда несовершенно, но накапливаемый нами опыт повышает адекватность картины мира существующей в нашем восприятии.
Для чего нам более адекватная картина мира? Для более точного прогноза будущих событий и для более точной реконструкции прошлых событий. Способность к прогнозу и реконструкции событий это своего рода способ существования одновременно в будущем и прошлом, кроме ускользающе малого мига текущей реальности. Серьёзной проблемой философии является отсутствие критериев качественной оценки разума, хотя на практике это производится постоянно в процессе обучения, в силу необходимости. Способность к прогнозу как раз и является наиболее универсальным критерием качественного уровня разума.
Если представить способность к прогнозированию разума (Sp) в виде функции от количества опыта накопленного разумом (Or) то можно представить некую графическую зависимость:
Sp=f(Or)
Очевидно, что в данной функции приросту аргумента, соответствует прирост функции.
Также очевидно, что функция не может быть линейной.
Представьте такую ситуацию из жизни – вы долго изучаете некий предмет, почти не прибавляя в его понимании и вдруг после прохождения некоей критической точки вам все становится ясно и просто. Это явление указывает на то, что способности к прогнозированию в конкретной области соответствует минимальное множество конкретного опыта в этой области.
То есть минимальным способностям к прогнозу соответствует некоторое множество опыта, имеющего соответствующую "критическую массу понимания". Это можно представить в виде пазла, который пока не соберешь, не поймешь что на нем нарисовано. На графике Sp=f(Or) это должно отражаться в виде неких «ступеней-скачков».
Сравнивая различные «ступени», которые являют собой качественные скачки в познании окружающего мира, по размеру, пускай даже мысленно, мы можем сделать очевидный вывод о том, что все они отличаются. Причем речь идет не только о случайном «разбросе», но и качественном отличии различных типов «ступеней».
В чем причина их качественного различия? Причина в различии между конкретными и общими знаниями. Для прогнозов общего характера требуется на порядки больше опыта, чем для конкретной темы.
Возможно это не кажется очевидным, по причине психологической. Подобно тому насколько легче купить хлеб у булочника, чем самому выращивать пшеницу впоследствии приготовляя из нее хлеб, настолько легче получить готовые формулы общих знаний, чем самому их находить. Общие знания имеют кажущуюся легкость в приобретении, тогда как конкретные задачи обычно требуют для прогноза собственных усилий конкретного индивидуума. Но легкость в решении задачи является субъективным критерием не подходящим для оценки количества опыта применяемого для её решения.
Хорошо систематизированные знания имеют качественное отличие от случайного опыта, потому что в систему знаний следует включать опыт всех поколений мыслителей работавших над этими знаниями.
Разделим для начала «ступени» на «малые», «большие» и «огромные». Для «малых ступеней» будет соответствовать способность к конкретному прогнозу, для «больших ступеней» будет соответствовать способность к общему прогнозу. Но наиболее интересны «огромные ступени» которые соответствуют новому ментальному уровню.
Ментальные уровни интересны тем, что они соответствуют принципиально новому мировоззрению, к тому же их немного и следовательно их можно довольно точно описать.
Любой УМ это сложная система интеллектуальных разработок включающая в себя и средства коммуникации (формальный язык, знаки, жесты, письменность…), и концептуальные технологии (технологии связанные с решением основных проблем стоящими перед человеком каждого ментального уровня). Но поскольку каждый УМ возникает не на пустом месте, а как необходимый ответ на определенный круг проблем, то обозначив эти проблемы, мы можем назвать ключевые концепции дающие понимание основы ментальных уровней.